1. Подумай, в каких трёх состояниях вода находится в природе.
Вода в природе может находится в трех состояниях.
1) В жидком, в виде воды.
2) В твердом, в виде льда и снега.
3) В газообразном, в виде водяного пара.
2. Рассмотрите рисунок на с. 55. Что на нём показано? Что обозначают стрелки на этом рисунке? Расскажите, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда.
На этом рисунке показано взаимное положение частиц воды, находящейся в разных состояниях.
Стрелки на рисунке показывают, что вода может переходить из одного состояния в другое в любом направлении, например жидкая вода может стать твердым льдом, который растаяв станет жидкой водой.
При образовании льда, расстояние между частицами уменьшается, и они соединяются в кристаллы.
При образовании пара, расстояние между частицами сильно увеличивается, и они разлетаются друг от друга.
С помощью рисунка объясните, почему при превращении в лёд вода расширяется. (Обратите внимание на особое расположение частиц льда и образующиеся между ними промежутки.)
Несмотря на то, что расстояние между отдельными частицами воды при образовании льда уменьшается и они соединяются, между отдельными цепочками кристаллов образуются значительные промежутки. Эти промежутки больше, чем расстояние между частицами жидкой воды, а значит при образовании льда вода расширяется.
3. Рассмотрите схему на с. 56. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Попросите других ребят проверить вас.
Поверхность воды, например моря, нагревается солнцем, и температура воды увеличивается. Из-за этого часть воды испаряется и теплый водяной пар поднимается вверх.
В вышине водяной пар остывает и снова превращается в воду. Образуются мельчайшие капельки, из которых состоят облака. Капельки в облаках увеличиваются в размерах и выпадают на землю в виде дождя.
Дождь ручьями стекает в реки, реки бегут в моря, и происходит круговорот воды.
4. Из выданных вам деталей соберите модель круговорота воды. Проверьте себя по схеме в учебнике.
Из выданных деталей составляем схему круговорота воды. Показываем солнце, поверхность моря, океана, испарение, облака, дождь.
Проверь себя
1. В каких трёх состояниях вода находится в природе?
Вода в природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях.
2. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает?
Лед образуется если температура воды падает ниже 0 градусов Цельсия. Лед тает при нагревании, если его температура повышается выше 0 градусов.
3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?
Пар образуется при испарении воды при нагревании. При охлаждении пара он снова превращается в жидкую воду.
4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его моделировали?
Круговорот воды в природе происходит следующим образом: при нагревании солнечными лучами вода с поверхности море испаряется и превращается в водяной пар. Водяной пар поднимается вверх и там остывает. Он превращается в капельки воды, которые падают на землю в виде дождя.
Круговорот воды мы моделировали с помощью деталей модели.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: состояние, испарение, круговорот.
Состояние – форма, в которой вода находится в природе
Испарение – процесс перехода воды в газообразное состояние
Круговорот – процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
2. Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажи по этой модели о круговороте воды.
Рассказ о круговороте воды в природе для 3 класса
На моей модели море показано голубым пластилином. Поверхность моря нагревается солнечными лучами, и вода начинает переходить в газообразное состояние.
В виде водяного пара вода поднимается вверх, что можно показать стрелками из голубого пластилина. Но на высоте всегда холодно и водяной пар начинает остывать. А остывая водяной пар снова превращается в капельки воды.
Эти капельки воды образуют облака и тучи, показанные белым пластилином. Когда капелек накапливается много, они проливаются дождем,показан голубым пластилином, на поверхность земли, которая показана зеленым пластилином.
В виде рек (голубые полоски) эта вода снова попадает в моря.
Так происходит круговорот воды в природе
На следующем уроке
Вспомни, как люди используют воду. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Люди используют воду для приготовления пищи, питья, умывания, стирки и уборки.
В дома вода приходит по водопроводным трубам с водоканала, водозабора. А уходит через канализационные трубы к очистным сооружениям.