«Витя не был циником»: Троицкий опроверг слова Науменко о Цое

0
499

«Витя не был циником»: Троицкий опроверг слова Науменко о Цое

15 августа исполнится 30 лет со дня смерти певца Виктора Цоя. Журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий, который принадлежал к окружению музыканта, в интервью для Nation News рассказал о его характере, таланте и последнем «Черном альбоме». Также Артемий поделился мнением об остальных приближенных Виктора.

Nation News: Как бы Вы охарактеризовали последний «Черный альбом» Цоя, есть ли в нем признаки творческого кризиса?

Артемий Троицкий: Нет, я считаю, что этот альбом прекрасен. Никаких признаков творческого кризиса там нет. Может быть есть какие-то признаки чисто человеческой переоценки ценностей. Там есть некоторые мрачноватые песни, которые многие расценили так, что Витя предчувствовал трагическую развязку своей жизни. Может быть это и так, не берусь судить. Но песни превосходные. Я считаю, что это один из лучших альбомов славной группы «Кино».

NN.: У Цоя было много контактов среди музыкантов. Не могли бы Вы назвать наиболее приближенных к нему персон?

А. Т.: Витя дружил в первую очередь с ленинградскими музыкантами – со своими земляками. В разные периоды у него были разные любимые друзья в питерской музыкальной тусовке. Поначалу это был Андрей Панов по кличке «Свинья» – лидер группы «Автоматические удовлетворители».

Потом, конечно, это был Леша Рыбин, он же «Рыба», он же партнер Цоя по группе «Кино» в начале 80-х. Затем Витя очень сблизился с Борисом Гребенщиковым из «Аквариума». Юра Гаспарян, Саша Титов, Георгий Гурьянов. Он не переставал дружить с группой «Странные игры», с Сергеем Курёхиным, в «Поп-механике» которого участвовал. В общем, Витя был очень компанейским человеком. Проще сказать с кем он не дружил и не общался. Он был очень открытым человеком.

«Витя не был циником»: Троицкий опроверг слова Науменко о Цое

NN.: Майк Науменко говорил, что Цой умело использовал людей, был расчетливым. Вы с этим согласны?

А. Т.: Я очень люблю Майка, но в данном случае не могу с ним согласиться. Цой не был холодным расчетливым человеком. По моим наблюдениям, он был человеком искренним, общительным. Я бы не сказал, что Витя использовал знакомства, специально выходил на «нужных» людей и был циником. Скорее, наоборот, он был достаточно непрактичным парнем.

NN.: Виталий Калгин, автор книги о Цое, говорит, что Алексей Вишня нелестно отзывался о музыканте.

Цитата из интервью Виктора Калгина: «Например, Вишня Алексей. Вишня вспоминал, что Цой был очень плохой гитарист, очень плохо играл, и назвал его «бряцельщиком». Наверное, всё-таки некоторые личные обиды сказываются».

«Витя не был циником»: Троицкий опроверг слова Науменко о Цое

NN.: Что Вы об этом думаете?

А. Т.: Я не знаю кто такой Калгин и книги этой я не читал. Алексей Вишня был знаком с Цоем и был звукорежиссером одного из «киношных» альбомов. Говорить, что Цой плохо играл на гитаре очень глупо, потому что он не был гитаристом. Цой нечасто играл на ритм-гитаре на концертах, а просто иногда брал на ней аккорды. Вообще, она была ему нужна только для сочинения песен и мелодий, а не как полноценный музыкальный инструмент. Говорить, что Цой плохо играл на гитаре, это как сказать, что писатель Пелевин плохо стучит по клавиатуре компьютера. Это не имеет никакого значения. Цой был прекрасным автором, мелодистом. Не говоря уже о том, что он был очень хорошим поэтом.

NN.: Какие были отношения у Цоя и Вишни?

А. Т.: Я почти не знаю Вишню. С ним я толком никогда не общался и, скорее всего, никогда не видел его в компании Цоя, так что особого расположения к нему не испытывал.

NN.: Знаете ли Вы музыкантов, которые остались в тени Цоя или «не у дел»?

А. Т.: Единственный важный музыкант в карьере Цоя и группы «Кино», который с ним расстался, это Алексей Рыбин. Состав «Кино», собравшийся летом 1981 года и просуществовавший до конца 1983 года – это Цой и Рыбин. Потом они расстались, у Вити осталась группа «Кино», а Леша начал заниматься литературой, написанием сценариев. В последнее время он снимает фильмы. Больше Цой ни с кем не расставался.

Еще один его долгий партнер по группе «Кино» – бас-гитарист Саша Титов. Но он был одновременно участником группы «Аквариум» Гребенщикова. В какой-то момент перед Титовым встал выбор: оставаться в «Аквариуме» или переходить в «Кино». Совмещать работу в этих двух коллективах он никак не мог, поскольку оба очень интенсивно гастролировали. Титов предпочел остаться в «Аквариуме». Его место занял Игорь Тихомиров. После этого состав «Кино» не менялся. Вопрос о том, что кто-то остался «в тени» Цоя и был им брошен кажется мне странным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь