Цель: доказать, что клетка – самостоятельная живая система, имеющая объем; научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявить черты сходства и различия.
Находить в объекте его составляющие;
Устанавливать сходства и различия;
Находить причинно следственные связи.
Тип урока: урок – моделирования
Оборудование: таблица с изображением растительной клетки, хламидомонады, амебы, гидры; микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей; кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляр от фотопленки белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.
-Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, производят потомство, имеют глаза. Сердце почки, печень и другие органы. Органы состоят из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые единица всего живого, единица жизни.
Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами – всё равно что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра – микрометрами. В одном кубическом миллиметре поместится целый миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом.
— Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растений, рассматривали ее в микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки.
Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр из — под фотопленки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость стенки.
Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твердая стенка?
Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры.
Теперь перейдем к заполнению клетки.
Как вы думаете, что нужно поместить вначале?
Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки.
Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ.
Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются ее энергетическими станциями, — это митохондрии.
Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка. Тем больше её запасы, тем больше по размерам её вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получается у вас?
Чего теперь не хватает в клетке?
А для чего она необходима?
Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете поддержать ее в руках, ощутить ее объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазмы и органоидов.
Давайте запишем в тетради вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки.
-Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенно причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амёба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амёба» означает «изменчивая». Амёба – это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает всего 0,1 – 0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы – образование псевдоподий, или ложноножек – и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо – вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амёбы – одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть еще раз убедиться в том, что клетка – это элементарная живая система, самостоятельный организм.
У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого цвета или коричневого вылепите амёбу (не размазывая её по картону). А потом попробуем, меняя её форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве.
У некоторых из вас на картоне лежат еще кусочки зеленого пластилина.
Вы будите моделировать процесс питания амёбы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амёбы (он очень прост – это деление надвое, бесполое деление).